logo

Типы подшипников PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
05.03.11 15:50

 

Типы подшипников

Подшипник - опора вала или оси, фиксирующая положение вращающейся или качающейся части механизма по отношению к другим его частям.  

  

В мире насчитывается около 100 000 наименований и модификаций подшипников. Производством подшипников разного качества и стоимости занимается более 1000 заводов под разными торговыми марками. Своим заказчикам мы можем предложить аналогичную подшипниковую продукцию в разных ценовых и качественных диапазонах. По основным конструктивным особенностям и направлению восприятия нагрузки (соответственно ГОСТ) подшипники условно делятся на 11 типов. Классификация по ISO несколько отличается. В случае возникновения вопросов по идентификации и подбору подшипников просим обращаться к нам без колебаний.

 

 1. Радиальные однорядные шариковые подшипники. 

Это тип подшипника, у которого самый широкий спектр применения. Рассчитан на восприятие радиальной нагрузки. Выдерживает небольшие осевые нагрузки. Этот тип подшипника имеет хорошие скоростные качества, но плохо работает при возникновении перекоса валов. Внутренний диаметр может быть от миллиметра (наручные часы) до метра. Нагрузочная способность радиального шарикового подшипника по сравнению с другими типами аналогичного габарита небольшая.Мировыми лидерами по выпуску качественного шарикового подшипника считаются компании NSK (Япония) і SKF (Швеция). В Украине производством радиальных шариковых подшипников занимаются Винницкий и Харьковский подшипниковые заводы.

  

 2. Радиальные двухрядные шариковые подшипники.  

 Прототипом этого подшипника является однорядный шариковый подшипник. Главная особенность конструкции - наличие сферической поверхности на внешнем кольце, что позволяет ликвидировать главный недостаток однорядного шарикового подшипника - невозможность работы при перекосе или изгибе валов. Этот тип широко применяется в сельхозтехнике и других отраслях промышленности, где применяются длинные и тонкие валы при небольших нагрузках. В 1907 году этот тип изобрел основатель шведской компании SKF Свен Вингквист. Подшипник назывался VOLVO (в то время это название принадлежало SKF). Этим изобретением Свен Вингквист разрешил проблему передачи мощности от одной паровой машины на ткацкие станки по всему цеху. В Украине этот тип ограниченных типоразмеров изготавливают на Харьковском подшипниковом заводе.

  

 3. Радиальные роликовые подшипники с короткими цилиндрическими роликами. 

 Телом качения в этом типе является ролик. Площадь взаимодействия с внешней и внутренней обоймами намного больше, чем в шариковых подшипниках. Как следствие, роликовые подшипники имеют большую нагрузочную способность. Конструктивным недостатком этого типа считается полное отсутствие восприятия осевой нагрузки и при работе с перекосом валов подшипник выходит из строя за короткий промежуток времени. Второй недостаток данной конструкции - плохая работа при больших скоростях вращения. В механических узлах этот тип применяется в паре с другими типами подшипников, которые принимают осевую нагрузку на себя. Радиальные роликовые подшипники используются при малых скоростях вращения и высокой радиальной нагрузке. В Украине этот тип не производится, кроме специализированной номенклатуры на Харьковском подшипниковом заводе для железнодорожного транспорта.

 

 4. Двухрядные сферические роликовые подшипники.  

 Конструкция двухрядного сферического роликового подшипника объединила в себе все наилучшие технические характеристики двухрядного шарикового подшипника и цилиндрического роликового подшипника. Внутрення поверхность внешней обоймы - сферическая, что позволяет компенсировать перекосы валов. Тело качения - ролик сферической формы. Подшипник хорошо работает при больших радиальных неравномерных нагрузках. Эта конструкция широко применяется в таких отраслях, как металлургия, горнодобывающая промышленность, тяжелое машиностроение. Бесспорным мировым лидером по производству этого типа подшипников являются компании SKF (Швеция) и TIMKEN (США). Компания SKF несколько лет назад запатентовала новую разновидность роликового сферического тороидального подшипника CARB, главной особенностью которого является возможность работы при наличии осевой нагрузки. В Украине подшипники этого типа не производятся. Лидером в странах СНГ по объему производства и качества роликовых сферических подшипников является Минский подшипниковый завод.

 

 5. Игольчатые подшипники.
 Этот тип - аналог радиальных роликовых подшипников. Главное отличие - намного большее соотношение длины ролика и его диаметра (иголка). Восприятие нагрузок - такое же, как и у роликового подшипника. Главное преимущество этого типа - небольшие габариты. В механических узлах, где нет больших радиальных нагрузок и отсутствуют радиальные нагрузки - рекомендуется использование именно этого типа. При этом, габариты узла можно уменьшить в несколько раз. Игольчатые подшипники широко применяются в полиграфии, конвейерных и фасовочных машинах, автомобилестроении. Мировым лидером по производству игольчатых подшипников можно считать немецкую компанию INA (Shafleer Group). В Украине игольчатые подшипники не производятся.

 

 6. Радиальные роликовые подшипники с витыми роликами.  

 Малочисленный тип подшипников. Это аналог цилиндрических роликовых подшипников с короткими цилиндрическими роликами. Отличие состоит в наличии спиральной канавки для смазки на теле вращения (ролика) и применении специальных сталей и термообработки во время их производства. Эти подшипники применяются в металлургии при работе в тяжелых и сильно загрязненных условиях.

 

 7. Радиально-упорные шариковые подшипники. 

По своей конструкции радиально-упорные шариковые подшипники похожи на радиальные шариковые подшипники. Главное отличие этого типа - это возможность и необходимость одновременной работы при осевой и радиальной нагрузке. Без одновременного наличия обеих нагрузок работа подшипника невозможна. Эта конструкция обладает такими же скоростными характеристиками, как и обычный радиальный шариковый подшипник. Для одновременной работы при осевых нагрузках с разных сторон, подшипники объединяются в группы (дуплексы, триплексы). Этот тип широко применяется в автомобилестроении, производстве станков.

   

8. Конические роликовые подшипники. 

 Изобретателем этого типа (в начале прошлого века) был американский инженер Генри Тимкен, основатель компании TIMKEN. Эта конструкция подшипника способна одновременно воспринимать большую радиальную и одностороннюю осевую нагрузку (для одиночной установки). Желательна работа при одновременном наличии обеих нагрузок. Тело качения в подшипнике - конический ролик. Уже 100 лет компания TIMKEN является ведущим производителем конических роликовых подшипников в мире. Широкое применение эта конструкция нашла в металлургии и тяжелом машиностоении. В Украине конические роликовые подшипники в ограниченной номенклатуре производятся на Луцком подшипниковом заводе (СКФ-Украина).

  

9. Упорные шариковые подшипники

 Упорные шариковые подшипники рассчитаны на работу при осевой нагрузке. Наличие радиальной нагрузки недопустимо. У этой конструкции подшипников прекрасные скоростные качества, но невысокая нагрузочная способность. В Украине упорные шариковые подшипники не производятся.

 

10. Упорные роликовые подшипники

 В отличии от упорных шариковых подшипников телом качения в этой конструкции является ролик. Ролики могут быть цилиндрическими, коническими и сферическими. В зависимости от формы роликов, упорные роликовые подшипники могут компенсировать перекосы и несовпадения осей вала. Упорные роликовые подшипники применяются в тяжелых условиях работы. при больших осевых нагрузках. Основные отрасли использования - металлургия, горнодобывающая промышленность, энергетика. В Украине упорные шарикоподшипники не производятся.

11. Шарнирные подшипники.

 У этого типа подшипника нет тела качения. При работе не происходит кругового вращения. Широкое применение эта группа подшипников нашла в автомобилестроении. Основной производитель шарнирных подшипников на территории СНГ - Саратовский подшипниковый завод.

По виду трения различают подшипники качения (получили наибольшее распространение) и подшипники скольжения.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ И СВОБОДНЫХ ДЕТАЛЕЙ

I.Обозначение класса точности подшипников

По ГОСТ 520-89 установлены следующие классы точности подшипников:

  • 0, 6, 5, 4, 2, Т - для шариковых и роликовых, радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников;
  • 0, 6, 5, 4, 2 - для упорных и упорно-радиальных подшипников;
  • 0, 6Х, 6, 5, 4, 2 - для роликовых конических подшипников.

В условном обозначении подшипников класса точности проставляют только знак Х.

Установлены дополнительные классы точности подшипников - 8 и 7 ниже класса точности 0 для применения по заказу потребителей в неответственных узлах.

Перечень классов точности дан в порядке повышения точности. Класс точности 0 в случае отсутствия специальных требований (к радиальному зазору и др.) в условном обозначении подшипника не указывается. Классы точности ставятся через дефис непосредственно перед цифровой частью условного обозначения подшипника.

Например: 6-205, где 6-класс точности радиального однорядного подшипника 205.

II.Oбозначение радиального зазора подшипников

Радиальные зазоры в подшипниках обозначаются номерами групп по ГОСТ 24810-81: "Подшипники качения. Зазоры. Размеры".

Обозначение группы радиального зазора указывается слева от обозначения класса точности подшипника.

Например: 70-205, где 7 - группа радиального зазора, 0 - класс точности радиального однорядного подшипника 205.Нормальная группа радиального зазора в условном обозначении подшипника не указывается. Специальные требования к величине радиального зазора, отличные от ГОСТ 24810-81, обозначаются буквой Н.

 Например: НО-42317 М, где Н - дополнительная группа радиального зазора, а 0 - класс точности подшипника 42317 М.

III.Обозначение момента трения подшипников

Величина момента трения (в гсм) радиальных и радиально-упорных подшипников определена техническими условиями ТУ37.006.085-79 "Нормы момента трения". Норма момента трения подшипника условно обозначается номером соответствующего ряда, проставленным перед обозначением радиального зазора. При этом в условном обозначении радиально-упорных, а также радиальных однорядных подшипников с радиальным зазором по нормальной группе ГОСТ 24810-81 на месте обозначения радиального зазора проставляется буква М.

Примеры обозначения подшипников: 125-25- подшипник шариковый радиальный однорядный класса точности 5 по ГОСТ 520-89 с радиальным зазором по второй группе ГОСТ 24810-81 с моментом трения по первому ряду;

4М6-1000900 - подшипник шариковый радиальный однорядный 1000900 класса точности 6 по ГОСТ 520-89 с радиальным зазором по нормальной группе ГОСТ 24810-81 с моментом трения по четвертому ряду.

IV.Обозначение категорий подшипников

В зависимости от наличия дополнительных технических требований ГОСТ520-89 установлены три категории подшипников - А, В, С:

  • к категории А относятся подшипники классов точности 5, 4, 2, Т;
  • к категории В относятся подшипники классов точности О, 6Х, 6, 5 (с учетом дополнительных требований);
  • к категории С относятся подшипники классов точности 8, 7, О, 6.

По заказу потребителя допускается изготовление подшипников определенных классов точности в соответствии с требованием ГОСТ 520-89 без отнесения к категории А, В, С, при этом дополнительные требования, предусмотренные для подшипников категорий А, В, С, не устанавливаются.

Обозначение категорий А и В проставляют:

  • перед знаком зазора, при отсутствии требований по моменту трения и группе зазора отличной от нормальной, например А25-204;
  • перед классом точности, при отсутствии требований по моменту трения и нормальной группе зазора, например А5-205, при этом для подшипников класса точности 0 в обозначении проставляют знак О, например В0-205.

В условном обозначении подшипников категории А и В с дополнительными техническими требованиями перед знаком категории указывается знак (1,- 2, 3 и т.д.), обозначающий дополнительные технические требования. Знак дополнительных технических требований не маркируют на кольцах подшипников, а указывают в конструкторской документации, на коробке или бандероли, в товарно-сопроводительной документации подшипников, а также при их заказе.

В условном обозначении подшипников категории С категорию не указывают и не маркируют.

V. Обозначения, характеризующие материал деталей подшипников, конструктивные отличия и специальные технические требования.

Подшипники, отличающиеся от основного типа по материалам деталей, конструкции, покрытиям, зазорам, чистоте обработки, допускаемым отклонениям на размеры деталей и другим признакам, имеют следующие дополнительные обозначения, проставляемые справа от основного обозначения.

 

Дополнительные знаки обозначения

Отличительные признаки

при первом исполнении

при последующих исполнениях

1.

А

-

Подшипники, повышенной грузоподъемности

2.

Б

Бl,Б2,БЗ и т.д.

Сепаратор массивный из безоловянистой бронзы

3.

Г

Гl,Г2,ГЗ и т.д.

Сепаратор массивный из черных металлов

4.

Д

Дl„Д2,ДЗ и т.д.

Сепаратор из алюминиевого сплава

5.

Е

Е1,Е2,ЕЗ и т.д.

Сепаратор из пластических материалов

6.

К

К1,К2,КЗ и .д.

Конструктивные изменения деталей подшипников

7.

Л

Лl.Л2,ЛЗ и т.д.

Сепаратор из латуни

8.

Р

Р1,Р2,РЗ и т.д.

Детали подшипников из теплоустойчивых сталей

9.

У

Уl,У2,УЗ и т.д

Дополнительные технические требования к чистоте обработки деталей, радиальному зазору, осевой игре, покрытиям и т.д.

10.

X

Хl,Х2,ХЗ и т.д.

Детали подшипников из цементируемых сталей

11.

Э

Эl,Э2,ЭЗ и т.д.

Детали подшипников из стали ШХ со специальными присадками

12.

10

Юl,Ю2,ЮЗ и т.д.

Детали подшипников из нержавеющей стали

13.

Я

Яl,Я2,ЯЗ и т.д.

Подшипники из редко применяемых материалов (твердые сплавы, стекло, керамика и т.д.)

14.

W

W1,W2,W3 и т.д.

Детали подшипников из вакуумированной стали

15.

Н

Нl„Н2,НЗ и т.д.

Кольца и тела качения или только одно кольцо из модифицированной теплопрочной стали (кроме подшипников роликовых радиально-сферических двухрядных)

16.

М

-

Модифицированный контакт

 

VI. Обозначения специальных требований к подшипникам по шуму (вибрации)

Нормы шумности подшипников предусмотрены соответствующими нормалями, а также специальными ТУ. Подшипники в этом случае получают дополнительное обозначение: букву Ш и цифровой индекс (Шl, Ш2, ШЗ и т.д.).

По мере возрастания цифрового индекса требования к подшипнику по шуму в работе ужесточаются.

Обозначения этих специальных требований ставятся справа от основного условного обозначения подшипника после указаний о конструктивных отличиях (К), материале сепаратора (Д, Л, Е, Б) или колец (Ю, Х, P) и т.д.

Например: 5-8322 ЛШ1, где 5 - класс точности упорного одинарного шарикоподшипника 8322, Л - сепаратор латунный, Ш1- норма шумности.

VII. Обозначение специального отпуска деталей подшипников.

При изготовлении подшипников с деталями из сталей ШХ15 и ШХ15-СГ с повышенным отпуском в условном обозначении подшипника ставится буква Т с цифровым индексом или без него.  

 

Дополнительные обозначения

Т

Т1

Т2

ТЗ

Т4

Т5

Температура отпуска колец, °С

200

225

250

300

350

410

 

Эти дополнительные обозначения ставятся справа от основного обозначения подшипника.

Например: 75-205 ET2 - обозначение радиального однорядного шарикоподшипника 205, 5-го класса точности с радиальным зазором по 7-ой группе, пластмассовым сепаратором и температурой отпуска колец 240-260 °С.

VIII. Обозначение сортов смазки, закладываемой в подшипники закрытого типа при их изготовлении

Подшипники закрытого типа, заполненные пластичной смазкой, имеют следующие дополнительные обозначения:

 

Дополнительныеобозначения

Марка смазки

С1

ОКБ-122-7

С2

ЦИАТИМ-221

С3

ВНИИНП-210

С4

ЦИАТИМ-221С

С5

ЦИАТИМ-202

С6

ПФМС-4С

С7

ВНИИНП-271

С8

ВНИИНП-235

С9

ЛЗ-31

С10

Е158

С11

ВНИИНП-262, СИОЛ

С12

ВНИИНП-260

С13

ВНИИНП-281

С14

ФИОЛ-2У

С15

ВНИИНП-207

С16

ВНИИНП-246

С17

ЛИТОЛ-24

С18

ВНИИНП-233

С19

ВНИИНП-286

С20

ВНИИНП-274

С21

ЭРА

С22

СВЭМ,(ВНИИНП-288)

С23

ШРУС-4

 

Подшипники, заполняемые смазкой "ЦИАТИМ-201?, дополнительного обозначения по смазке не имеют. Дополнительные обозначения, определяющие марку смазки, ставятся справа от основного условного обозначения подшипников после всех других обозначений.

Например: 6-80018 ЮТС8.

IX. Обозначение специальных требований к точности изготовления шариков, роликов коротких цилиндрических, длинных цилиндрических и игольчатых  

1. Шарики (ГОСТ 3722-81)

Устанавливается 10 степеней точности шариков, обозначаемых в порядке снижения точности цифрами 3, 5, 10, 16, 20, 28, 40, 60, 100, 200. Степень точности указывается через дефис после номинального диаметра шарика.

Условное обозначение шариков, применяемых в подшипниках качения, дополняется буквой Н, проставляемой перед обозначением номинального диаметра шарика.

Условное обозначение шариков, поставляемых без сортировки на группы по диаметру, дополняется буквой Б, проставляемой перед обозначением номинального диаметра шарика.

Примеры обозначения шариков: Шарик 5,8-10 ГОСТ 3722-81 -шарик с номинальным диаметром 5,8 мм степени точности. 10.

Шарик Н 5,8-10 ГОСТ 3722-81 - шарик с номинальным диаметром 5,8 мм степени точности 10, применяемый в подшипниках качения.

Шарик 5,8-100 ГОСТ 3722-81 шарик с номинальным диаметром 5,8 мм степени точности 100 без сортировки по диаметру.

Примечание: В соответствии с ГОСТ 3722-81 по заказу потребителя допускается изготовление шариков, применяемых в виде отдельных деталей, с предельными отклонениями, отличающимися от указанных в таблице 2 ГОСТ 3722-81.  

2. Ролики цилиндрические короткие (ГОСТ 22696-77)

Ролики имеют шесть степеней точности: I, II, IIА, III, IIIA, IV. Обозначение роликов, поставляемых без сортировки на группы по диаметру и длине, дополняется буквой Б, а роликов, поставляемых без сортировки только по длине, дополняется буквой Д, которые проставляются впереди степени точности.

Примеры обозначения коротких цилиндрических роликов:

10х14 Ш ГОСТ 22696-77 - ролики диаметром 10 мм и длиной 14 мм, Ш степени точности.10х14ДШ ГОСТ 22696-77 - ролики диаметром 10 мм и длиной 14 мм Ш степени точности„ поставляемые без сортировки по длине. 10х14 БЩ ГОСТ 22696-77 - ролики диаметром 10мм и длиной 14 мм Ш степени точности, поставляемые без сортировки по диаметру и длине.  

З. Ролики цилиндрические длинные (ГОСТ 25255-82)

По величине допускаемых отклонений от номинальных размеров и геометрической формы длинные цилиндрические ролики разделяются на три степени точности: I, II, Ш, указанные в порядке снижения точности. Ролики изготовляются с плоскими торцами и применяются в виде отдельных деталей машин. Условное обозначение роликов, поставляемых без сортировки на группы по диаметру и длине, дополняется буквой Б, а роликов, поставляемых без сортировки только по длине, дополняется буквой Д, которые проставляются впереди степени точности.

Примеры обозначения длинных цилиндрических роликов:

9х45 БП ГОСТ 25255-82 - ролик с номинальным диаметром 9 мм и длиной 45 мм с отклонениями по II степени точности без сортировки по диаметру и длине;

9х45 ДП ГОСТ 25255-82 - ролик с номинальным диаметром 9 мм и длиной 45 мм с отклонениями по II степени точности с сортировкой только по диаметру.

4. Ролики игольчатые (ГОСТ 6870-81)

По ГОСТ 6870-81 устанавливаются три степени точности игольчатых роликов, обозначенные в порядке снижения точности цифрами: 2, 3, 5. По форме торцов ролики изготовляются в двух исполнениях: А и В. 

Пример обозначения игольчатых роликов:

2х15,8 А2 ГОСТ6870-81 - ролик игольчатый с номинальным диаметром 2 мм и длиной 15,8мм, исполнение А,2-ой степени точности.

 

Последнее обновление 01.08.17 23:29
 
seoLinks

Категории


Список всех товаров

@Mail.ru .